ДУМА НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
РЕШЕНИЕ
23.12.2020 № 123
г. Невьянск
Об информации Счетной комиссии Невьянского городского округа
об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ системы оплаты труда, расходов по формированию фонда оплаты труда
с учетом стимулирующих выплат и имеющихся нагрузок,
образовательных муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования
Невьянского городского округа в 2019 году»
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 23 Устава Невьянского городского округа, заслушав информацию Счетной комиссии Невьянского городского округа об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы оплаты труда, расходов по формированию фонда оплаты труда с учетом стимулирующих выплат и имеющихся нагрузок, образовательных муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа в 2019 году», Дума Невьянского городского округа
РЕШИЛА:
Принять к сведению информацию Счетной комиссии Невьянского городского округа об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ системы оплаты труда, расходов по формированию фонда оплаты труда с учетом стимулирующих выплат и имеющихся нагрузок, образовательных муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа в 2019 году» (прилагается).
Председатель Думы
Невьянского городского округа Л.Я. Замятина
Приложение к решению
Думы Невьянского городского округа
от 23.12.2020 № 123
Информация для Думы Невьянского городского округа
об основных итогах экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ системы оплаты труда, расходов по формированию фонда оплаты труда
с учетом стимулирующих выплат и имеющихся нагрузок,
образовательных муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования
Невьянского городского округа в 2019 году»
Счетной комиссией Невьянского городского округа с 01 октября 2020 года по 11 декабря 2020 года на основании пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8.1 Положения о Счетной комиссии Невьянского городского округа, утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 25.04.2012 г. № 16, Решения Думы Невьянского городского округа № 90 от 30.09.2020 года «О поручении Думы Невьянского городского округа председателю Счетной комиссии Невьянского городского округа», пункта 2.4. плана работы Счетной комиссии Невьянского городского округа на 2020 год проведено экспертно-аналитического мероприятия
«Анализ системы оплаты труда, расходов по формированию фонда оплаты труда с учетом стимулирующих выплат и имеющихся нагрузок, образовательных муниципальных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа в 2019 году» (далее – экспертно-аналитическое мероприятие).
Цель экспертно-аналитического мероприятия: оценить соблюдение порядка установления системы оплаты труда руководителей и работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, качество планирования при формировании фондов оплаты труда образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, законность и результативность использования субсидий, направленных на оплату труда.
Объекты контрольного мероприятия: Управление образования Невьянского городского округа и подведомственные ему муниципальные образовательные учреждения.
Проверяемый период деятельности: 2019 год.
Результаты экспертно-аналитического мероприятия:
В соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации разработаны и утверждены 25.12.2018, протокол № 12 Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2019 год (далее - Единые рекомендации).
В 2019 году оплата труда работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, до 31 августа 2019 года производилась в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников муниципальных образовательных организаций Невьянского городского округа, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, утвержденным приказом Управления образования Невьянского городского округа от 18.06.2014 № 286-Д, с 01 сентября 2019 года в соответствии с Примерным положением об оплате труда работников муниципальных учреждений Невьянского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования Невьянского городского округа, утвержденным приказом Управления образования Невьянского городского округа от 31.05.2019 № 269-Д (далее – Примерное положение об оплате труда от 31.05.2019 № 269-Д).
В соответствии с пунктом 39 Главы 4 Примерного положения об оплате труда от 31.05.2019 № 269-Д размер должностного оклада руководителя муниципального учреждения устанавливается в соответствии с Порядком установления размера должностного оклада руководителей муниципальных образовательных учреждений Невьянского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования Невьянского городского округа, утвержденным приказом Управления образования Невьянского городского округа, в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости муниципального учреждения, в соответствии с системой критериев для дифференцированного установления оклада руководителям муниципальных учреждений.
В нарушение статьи 135 Трудового кодекса РФ и пункта 39 Главы 4 Примерного положения об оплате труда от 31.05.2019 № 269-Д, Порядок установления размера должностного оклада руководителей муниципальных образовательных учреждений Невьянского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования Невьянского городского округа, т.е. нормативно-правовой акт, регулирующий оплату труда и выплаты стимулирующего характера руководителей, работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа отсутствует и проанализировать его соответствие действующему законодательству не представляется возможным.
На основании того, что в анализируемом периоде отсутствует нормативно-правовой акт, регулирующий оплату труда и выплаты стимулирующего характера руководителей, работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, можно сделать вывод о не выполнении полномочий Управлением образования Невьянского городского округа в отношении подведомственных образовательных учреждений в сфере установления системы оплаты труда и осуществления контроля.
В соответствии с разделом VII Единых рекомендаций формирование фондов оплаты труда муниципальных образовательных учреждений осуществляется исходя из размеров субсидий бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного задания, объемов средств, поступающих из государственных внебюджетных фондов и от приносящей доход деятельности.
Нормативный акт Управления образования Невьянского городского округа, который регулирует распределение субсидий на оплату труда работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, по принципу равномерного, объективного распределения, отсутствует.
Установлено, что распределение субсидий на оплату труда работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, осуществляется на основании потребности объемов субсидий по штатному расписанию с применением корректирующего коэффициента по каждому учреждению, а не на основании утвержденного базового норматива финансирования расходов на оплату труда работников разных категорий образовательных учреждений, утвержденному Законом Свердловской области от 9 декабря 2013 года № 119-ОЗ «О нормативах финансового обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общего образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечения дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях за счет субвенций, предоставляемых из областного бюджета».
Структура зарплаты руководителей учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров такая же, как и у остальных работников: оклад, компенсационные и стимулирующие выплаты. Руководителю устанавливается должностной оклад в зависимости от сложности труда, в том числе с учетом масштаба управления, особенностей деятельности и значимости учреждения, а стимулирующие выплаты - в зависимости от достижения им целевых показателей эффективности, установленных органом-учредителем (п. 22, 24 Единых рекомендаций). Один из таких показателей - рост средней зарплаты работников в отчетном году (по сравнению с предшествующим).
Кроме того, в учреждении должно соблюдаться предельное соотношение зарплат руководящего состава (руководитель, его заместителей, главного бухгалтера) и остальных работников. Предельный уровень устанавливает для учреждений орган-учредитель - в границах, заданных правовым актом Правительства РФ, субъекта РФ или органа местного самоуправления (п. 26 Единых рекомендаций). Не соблюдать это правило могут лишь учреждения, которые внесены в соответствующие перечни, утвержденные на федеральном, региональном или местном уровне.
Руководителям образовательных учреждений в 2019 году нельзя допускать снижения уровня зарплаты педагогических и иных работников, достигнутого в 2018 году (определяется на основе данных Росстата). На обеспечение окладов, ставок зарплаты целесообразно направлять не менее 70% фонда оплаты труда учреждения - это поможет сохранить имеющиеся кадры и привлечь новые, повысить престиж и привлекательность профессии педагога (п. 36 Единых рекомендаций).
В анализируемом периоде механизм (системный подход) установления должностных окладов и стимулирующих выплат руководителям образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа с учетом нагрузки, отсутствует.
Управлением образования Невьянского городского округа разработаны проекты приказов от 31.07.2019 № 354-Д «Об утверждении Положения о порядке установления должностных окладов руководителей муниципальных учреждений Невьянского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования Невьянского городского округа», № 355-Д «Об утверждении Положения о стимулировании руководителей муниципальных учреждений Невьянского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования Невьянского городского округа», которые по сей день не вступили в силу. Согласно представленных протоколов заседаний комиссии Управления образования Невьянского городского округа по подготовке предложений по установлению коэффициента отношения средней заработной платы руководителя к средней заработной плате работников рассмотрение вопроса пересмотра должностных окладов руководителей, подведомственных муниципальных образовательных учреждений началось с 01.11.2017 года, и по состоянию на 01.12.2020 года не принят нормативно-правовой акт, регулирующий оплату труда и выплаты стимулирующего характера руководителей, работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа.
Фактически в период с 01.09.2014 года по 01.12.2020 года должностные оклады руководителей муниципальных образовательных учреждений Невьянского городского округа, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляются Управлением образования Невьянского городского округа, определены исходя из расчета среднегодовой зарплаты всех работников без учета руководителя за 2013 год.
В нарушение статьи 134 Трудового кодекса РФ в период с 01.09.2014 года по 01.12.2020 года Управление образования Невьянского городского округа не обеспечивало повышение уровня реального содержания заработной платы включающего индексацию заработной платы руководителей муниципальных образовательных учреждений Невьянского городского округа в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги, при том в период с 01.09.2014 года по 01.12.2020 года работникам образовательных учреждений, т.е. не руководителям, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, оплата труда индексировалась в соответствии с законодательством.
В анализируемом периоде индексация заработной платы работников бюджетной сферы предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», Едиными рекомендациями на 2015-2020 годы и Отраслевым соглашением по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, на 2018 - 2020 годы, утвержденным Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ 06.12.2017 года.
В нарушение статьи 132 Трудового кодекса РФ, которая гласит, что заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, в пункте 5.5 трудовых договоров между работодателем – Управлением образования Невьянского городского округа и руководителями муниципальных образовательных учреждений Невьянского городского округа установлен максимальный размер стимулирующих выплат за год.
В результате данного анализа установлено, что отсутствует единый (системный) подход к установлению должностных окладов руководителей и работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа.
В результате анализа установлено, что всего по образовательным учреждениям, подведомственным Управлению образованию Невьянского городского округа, утверждено 1 712,78 штатных единиц, в 2019 году вакантных единиц - 80,02, что составляет 4,67 %. Фонд оплаты труда в месяц по вакантным ставкам по всем образовательным учреждениям составляет 1 022 044,90 руб., в год - 12 264 538,80 руб.
Выводы:
Предложения:
1. Направить аналитическую справку для сведения в адрес Думы Невьянского городского округа.
- утверждение нормативно-правового акта, регулирующий оплату труда и выплаты стимулирующего характера руководителей, работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа;
- утверждение базовых нормативов финансирования расходов на оплату труда работников разных категорий образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа.
- ускорить процесс утверждения нормативно-правового акта, регулирующий оплату труда и выплаты стимулирующего характера руководителей, работников образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа;
- разработать и утвердить базовые нормативы финансирования расходов на оплату труда работников разных категорий образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа;
- произвести индексацию оплаты труда руководителям образовательных учреждений, подведомственных Управлению образования Невьянского городского округа, в соответствии с законодательством, использовав складывающуюся экономию по фонду оплаты труда по вакантным ставкам.
Председатель Счетной комиссии
Невьянского городского округа Ю.С. Миронова