Дума

Невьянского городского округа

Обзор изменений законодательства в сфере противодействия коррупции в 2023 году

 

 

ОБЗОР

изменений законодательства в сфере
противодействия коррупции в 2023 году

 

В 2023 году в антикоррупционное законодательство внесены следующие изменения.

1. Установлена обязанность лиц, замещающих государственные должности Свердловской области и муниципальные должности, уведомлять о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений.

Одним из основных направлений деятельности государственных органов
по повышению эффективности противодействия коррупции в силу пункта 6
статьи 7 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон от 25 декабря
2008 года № 273-ФЗ) 
является унификация прав, обязанностей, ограничений
и запретов, устанавливаемых для государственных и муниципальных служащих, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности глав муниципальных образований, муниципальные должности.

Во исполнение абзаца второго подпункта «и» пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2021–2024 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2021 года № 478, Федеральным законом от 29 декабря 2022 года № 591-ФЗ (вступившим в силу с 9 января
2023 года) статья 12
1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ дополнена новой частью 41-1, согласно которой лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, обязаны уведомлять обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений органы прокуратуры или другие государственные органы в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено федеральными законами. Уведомление о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений, за исключением случаев, если по данным фактам проведена или проводится проверка органами прокуратуры или другими государственными органами, является должностной обязанностью лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации.

Следует отметить, что для государственных и муниципальных служащих такая обязанность установлена со дня вступления в силу Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ (часть 1 статьи 9). 
При этом для лиц, замещающих муниципальные должности, возможность сообщить о склонении
к совершению коррупционных правонарушений до недавнего времени законодательством не была предусмотрена, в чем усматривалась неполнота правового регулирования.

Законом Свердловской области от 24 мая 2023 года № 42-ОЗ Закон Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2-ОЗ «О противодействии коррупции в Свердловской области» (далее – Закон Свердловской области
от 20 февраля 2009 года № 2‑ОЗ) дополнен статьей 12-6, устанавливающей эту обязанность 
для лиц, замещающих не только государственные должности Свердловской области (за исключением депутатов Законодательного Собрания Свердловской области), но и муниципальные должности.

Данной статьей предусмотрено, что указанные лица уведомляют обо всех фактах обращения к ним каких-либо лиц в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений Губернатора Свердловской области, органы прокуратуры или другие государственные органы (за исключением случаев, если по данным фактам проведена или проводится проверка органами прокуратуры или другими государственными органами) в срок не позднее пяти дней со дня соответствующего обращения.

Уведомление направляется Губернатору Свердловской области или в другой государственный орган Свердловской области в письменной форме и заверяется личной подписью лица, замещающего государственную или муниципальную должность. В уведомлении, направляемом Губернатору Свердловской области или в другой государственный орган Свердловской области, должна содержаться следующая информация:

1) время, дата и место обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

2) содержание обращения в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

3) информация о лице, обратившемся в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения;

4) информация об обстоятельствах, при которых поступило обращение
в целях склонения к совершению коррупционного правонарушения.

К уведомлению прилагаются все имеющиеся материалы, подтверждающие указанную информацию.

Форма уведомления, направляемого Губернатору Свердловской области или в другой государственный орган Свердловской области, а также порядок приема
и рассмотрения этого уведомления устанавливаются нормативным правовым актом Губернатора Свердловской области.

В связи с этим принят Указ Губернатора Свердловской области от 25.09.2023 № 448-УГ, предусматривающий дополнение Указа Губернатора Свердловской области от 17.02.2020 № 55-УГ «О некоторых вопросах организации деятельности
по профилактике коррупционных правонарушений» названными порядком
и формой уведомления.

Указанный порядок определяет, что:

1) прием уведомлений о фактах склонения к совершению коррупционных правонарушений на имя Губернатора Свердловской области осуществляется Департаментом противодействия коррупции Свердловской области (далее – Департамент противодействия коррупции), на имя руководителя другого государственного органа Свердловской области – уполномоченным подразделением государственного органа Свердловской области (для чего государственному органу Свердловской области необходимо определить такое подразделение);

2) принятые уведомления регистрируются должностным лицом Департамента противодействия коррупции (уполномоченного подразделения государственного органа Свердловской области) (далее – ответственное лицо)
в день поступления в журнале регистрации уведомлений по форме согласно приложению к порядку;

3) по решению Директора Департамента противодействия коррупции (руководителя государственного органа Свердловской области) ответственное лицо организует рассмотрение уведомления, которое осуществляется в течение десяти рабочих дней со дня его регистрации. Срок рассмотрения уведомления может быть продлен Директором Департамента противодействия коррупции (руководителем государственного органа Свердловской области) по ходатайству ответственного лица, но не более чем на десять рабочих дней;

4) по результатам рассмотрения уведомления Губернатор Свердловской области (руководитель государственного органа Свердловской области) принимает решение о проведении проверки соблюдения антикоррупционных требований либо о направлении материалов в уполномоченные органы.

Кроме того, Указом Губернатора Свердловской области от 25.09.2023
№ 448-УГ внесены изменения в 
пункт 2 Порядка направления сообщений
о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и принятия мер
по предотвращению или урегулированию конфликта интересов лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, и предварительного рассмотрения таких сообщений, утвержденного 
Указом Губернатора Свердловской области от 17.02.2020 № 55-УГ (далее – Порядок направления сообщений), предусматривающие, что помимо глав муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области (далее – муниципальные образования), и председателей представительных органов муниципальных образований председатели, заместители председателей и аудиторы контрольно-счетных органов муниципальных образований также направляют сообщения
о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов, Губернатору Свердловской области
, а не должностному лицу, осуществляющему в соответствии с уставом муниципального образования организацию деятельности представительного органа соответствующего муниципального образования.

В связи с этим представительным органам муниципальных образований необходимо привести предусмотренные частью второй пункта 3 Порядка направления сообщений муниципальные правовые акты, определяющие порядок рассмотрения таких сообщений, в соответствие с указанными изменениями.

2. Определен порядок участия государственных гражданских служащих Свердловской области на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более
50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, в качестве члена коллегиального органа управления этой организации.

Федеральным законом от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» для государственных гражданских служащих установлен запрет на участие в управлении коммерческими организациями, за исключением отдельных случаев, в том числе участия
на безвозмездной основе в управлении 
коммерческой организацией, являющейся организацией государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании, более 50 процентов акций (долей) которой находится в собственности государственной корпорации, государственной компании или публично-правовой компании (далее – коммерческая организация), в качестве члена коллегиального органа управления этой организации в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, определяющими порядок такого участия (подпункт «в» пункта 3 части 1 статьи 17 данного закона).

Законом Свердловской области от 19 апреля 2023 года № 32-ОЗ в Закон Свердловской области от 15 июля 2005 года № 84-ОЗ «Об особенностях государственной гражданской службы Свердловской области» включено полномочие Губернатора Свердловской области установить порядок участия государственных гражданских служащих Свердловской области в управлении указанной коммерческой организацией.

Во исполнение данного полномочия принят Указ Губернатора Свердловской области от 05.07.2023 № 310-УГ «О внесении изменений в Указ Губернатора Свердловской области от 17.02.2020 № 55-УГ «О некоторых вопросах организации деятельности по профилактике коррупционных правонарушений», определивший названный порядок.

Порядком установлены процедуры получения государственными гражданскими служащими Свердловской области разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией в качестве члена коллегиального органа управления этой организации, регистрации ходатайства о разрешении представителя нанимателя
на участие на безвозмездной основе в управлении такой коммерческой организацией
 в качестве члена ее коллегиального органа управления, отзыва разрешения представителя нанимателя на участие на безвозмездной основе
в управлении коммерческой организацией, уведомления об изменениях
в ее учредительных документах, а также форма ходатайства.

Ходатайство направляется государственным гражданским служащим Свердловской области представителю нанимателя не позднее чем
за 30 календарных дней до наступления даты начала участия в управлении коммерческой организацией. В случае если государственный гражданский служащий Свердловской области на день назначения на должность государственной гражданской службы Свердловской области принимает участие на безвозмездной основе в управлении коммерческой организацией, ходатайство направляется этим лицом представителю нанимателя в день назначения
на указанную должность.

По результатам рассмотрения ходатайства и мотивированного заключения подразделения государственного органа Свердловской области по вопросам государственной гражданской службы и кадров представитель нанимателя
в течение 10 рабочих дней со дня получения заключения принимает решение разрешить государственному гражданскому служащему Свердловской области участвовать в управлении коммерческой организацией или отказать в таком участии. При этом государственный гражданский служащий Свердловской области вправе принимать участие в обсуждении и голосовании по вопросам повестки дня заседания коллегиального органа управления коммерческой организации только после получения разрешения представителя нанимателя участвовать в управлении коммерческой организацией.

Участие в управлении коммерческой организацией осуществляется государственным гражданским служащим Свердловской области на безвозмездной основе и вне пределов служебного времени. Участие государственного гражданского служащего Свердловской области в управлении коммерческой организацией не допускается в случае, если такое участие приводит или может привести к нарушению ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнению обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ и другими федеральными законами.

В связи с изложенным государственным органам Свердловской области рекомендуется довести вышеуказанный порядок до государственных гражданских служащих Свердловской области под подпись.

3. Установлен порядок осуществления проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) отдельных категорий лиц.

Статьей 7 Федерального закона от 13 июня 2023 года № 258-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ дополнен 
статьей 135, определившей порядок осуществления проверок в случае увольнения (прекращения полномочий) лица, на которое были распространены ограничения, запреты, требования о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и (или) обязанности, установленные в целях противодействия коррупции, и в отношении которого было принято решение об осуществлении проверки достоверности и полноты представленных им сведений о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера, и (или) соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов, и (или) исполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции (далее – проверяемое лицо)
.

В частности, установлено, что в случае увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица после завершения проверки и до принятия решения о применении к нему взыскания за совершенное коррупционное правонарушение лицу, принявшему решение об осуществлении такой проверки, представляется доклад о невозможности привлечения проверяемого лица
к ответственности за совершение коррупционного правонарушения. В случае увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица в ходе осуществления такой проверки лицу, принявшему решение о ее осуществлении, представляется доклад о невозможности завершения такой проверки в отношении проверяемого лица.

В указанных случаях материалы, полученные соответственно после завершения проверки и в ходе ее осуществления, в трехдневный срок после увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица направляются лицом, принявшим решение об осуществлении такой проверки, в органы прокуратуры Российской Федерации.

По результатам проверки при наличии оснований прокурор обращается
в установленном порядке в суд с заявлением об изменении основания
и формулировки увольнения (прекращения полномочий) проверяемого лица.
В случае удовлетворения данного заявления суд указывает 
в решении основание
и формулировку увольнения (прекращения полномочий) 
проверяемого лица
в точном соответствии с формулировками федерального закона со ссылкой
на соответствующие статью, часть статьи, пункт, иную структурную единицу статьи федерального закона
.

В соответствии с Законом Свердловской области от 2 августа 2023 года
№ 74-ОЗ статья 10 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области» (в отношении депутатов Законодательного Собрания Свердловской области) и статья 12-3 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2‑ОЗ (в отношении лиц, замещающих муниципальные должности
и должности глав местных администраций по контракту) дополнены аналогичными положениями. При этом установлено, что:

1) в случае прекращения полномочий депутата Законодательного Собрания Свердловской области, в отношении которого было принято решение
об осуществлении проверки, доклад о невозможности привлечения указанного проверяемого лица к ответственности за совершение коррупционного правонарушения или
 о невозможности завершения проверки представляется председателю Законодательного Собрания Свердловской области председателем комиссии Законодательного Собрания Свердловской области по контролю
за достоверностью сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых депутатами Законодательного Собрания Свердловской области;

2) орган местного самоуправления или должностное лицо, принявшие решение об увольнении (прекращении полномочий) лица, замещающего муниципальную должность или должность главы местной администрации
по контракту, в отношении которого проводится проверка, в течение одного дня после его увольнения (прекращения полномочий) уведомляют об этом Департамент 
противодействия коррупции с приложением копии решения
об увольнении (прекращении полномочий).

В целях соблюдения предусмотренных законом сроков направления Губернатором Свердловской области материалов в прокуратуру органам местного самоуправления муниципальных образований настоятельно рекомендуется направлять в Департамент противодействия коррупции информацию об увольнении (прекращении полномочий) всех лиц, замещающих муниципальные должности, в день принятия такого решения
с приложением его копии.

Кроме того, Департаментом противодействия коррупции подготовлен
и направлен на согласование в установленном порядке проект указа 
Губернатора Свердловской области о внесении соответствующих изменений в положения
о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых отдельными категориями лиц, и соблюдения ими требований к служебному поведению, утвержденные Указом Губернатора Свердловской области от 19.01.2021 № 10-УГ, в отношении лиц, замещающих государственные должности Свердловской области (за исключением депутатов Законодательного Собрания Свердловской области), государственных гражданских служащих Свердловской области, муниципальных служащих и руководителей государственных учреждений Свердловской области.

4. Введена возможность освобождения отдельных категорий лиц
от дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных стандартов в случае, если несоблюдение таких стандартов признается следствием не зависящих от них обстоятельств.

Федеральным законом от 10 июля 2023 года № 286-ФЗ внесены изменения
в ряд федеральных законов, устанавливающие, что 
лицо, в отношении которого федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена дисциплинарная ответственность за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов
и неисполнение обязанностей, освобождается от указанной ответственности

в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием не зависящих от него обстоятельств. При этом 
такое лицо обязано обеспечить соблюдение указанных требований не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия независящих от него обстоятельств (часть 3 статьи 13 Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ)
.

Не зависящими от лица обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или
об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции.
К таким обстоятельствам, в частности, относятся стихийные бедствия (в том числе землетрясение, наводнение, ураган), пожар, массовые заболевания (эпидемии), забастовки, военные действия, террористические акты, запретительные или ограничительные меры, принимаемые государственными органами (в том числе государственными органами иностранных государств) и органами местного самоуправления. Не зависящими от лица обстоятельствами не могут быть признаны регулярно повторяющиеся и прогнозируемые события и явления, а также обстоятельства, наступление которых зависело от воли или действий лица, ссылающегося на наличие этих обстоятельств 
(часть 4 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ).

Условием признания не зависящих от лица обстоятельств основанием для освобождения этого лица от дисциплинарной ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, является установленная комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иным коллегиальным органом, осуществляющим функции указанной комиссии) (далее – комиссия по конфликту интересов) причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения таких ограничений, запретов и требований, а также исполнения таких обязанностей (часть 5 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ).

Лицо в течение трех рабочих дней со дня, когда ему стало известно
о возникновении не зависящих от него обстоятельств, препятствующих соблюдению ограничений и запретов, требований о предотвращении или
об урегулировании конфликта интересов и исполнению обязанностей, установленных федеральными законами в целях противодействия коррупции, обязано подать в соответствующую комиссию по конфликту интересов уведомление об этом в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа с приложением документов, иных материалов и (или) информации (при наличии), подтверждающих факт наступления не зависящих
от него обстоятельств. В случае, если указанные обстоятельства препятствуют подаче уведомления об этом в установленный срок, такое уведомление должно быть подано не позднее 10 рабочих дней со дня прекращения указанных обстоятельств 
(часть 6 статьи 13 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ).

Законом Свердловской области от 2 августа 2023 года № 74-ОЗ аналогичные нормы внесены в отдельные законы Свердловской области в отношении членов избирательных комиссий с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе (пункт 6-3 статьи 30 Избирательного кодекса Свердловской области от 29 апреля 2003 года № 10-ОЗ), депутатов Законодательного Собрания Свердловской области (часть вторая пункта 1 статьи 10 Закона Свердловской области от 20 февраля 2006 года № 5-ОЗ «О статусе и депутатской деятельности депутатов Законодательного Собрания Свердловской области»), лиц, замещающих иные государственные должности Свердловской области, а также лиц, замещающих муниципальные должности (часть вторая пункта 1 статьи 17 Закона Свердловской области от 20 февраля 2009 года № 2‑ОЗ).

5. Уточнены нормы о реестре лиц, уволенных в связи с утратой доверия.

Федеральным законом от 13 июня 2023 года № 258ФЗ внесены изменения (вступившие в силу с 13 августа 2023 года) в статью 15 Федерального закона
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, регулирующую вопросы ведения реестра лиц, уволенных в связи с утратой доверия (далее – реестр). В частности, понятие «сведения о лице, к которому было применено взыскание в виде увольнения (освобождения от должности)» заменено понятием «сведения о лице, которое было уволено (чьи полномочия были прекращены)».

Соответствующие изменения внесены в постановление Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228 «О реестре лиц, уволенных в связи
с утратой доверия»
 (постановлением Правительства Российской Федерации
от 
12.07.2023 № 1137) и распоряжение Правительства Свердловской области от 25.12.2018 № 813‑РП «Об определении должностного лица, ответственного
за включение сведений о лице, которое было уволено (чьи полномочия были прекращены) в связи с утратой доверия за совершение коррупционного правонарушения, в реестр лиц, уволенных в связи с утратой доверия, и исключение сведений из него» (распоряжением Правительства Свердловской области
от 04.09.2023 № 599-РП).

С учетом изложенного государственным органам Свердловской области
и органам местного самоуправления муниципальных образований необходимо аналогичным образом актуализировать свои правовые акты, определяющие в том числе должностных лиц, ответственных за направление указанных сведений.

Следует также отметить, что в целях приведения в соответствие
с федеральным законодательством Положение о реестре лиц, уволенных в связи
с утратой доверия, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2018 № 228, дополнено нормами, касающимися:

1) включения в реестр лиц, замещавших должности в федеральных государственных учреждениях, а также должности руководителей государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений (подпункты «а» и «б» пункта 5);

2) указания решения суда об увольнении (о прекращении полномочий)
в качестве основания для включения сведений в реестр (наряду с соответствующим решением органа) (подпункт «з» пункта 12).

6. Внесены изменения, затрагивающие вопросы правового регулирования порядка уведомления о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей (осуществлении полномочий), которая приводит или может привести к конфликту интересов.

С 15 сентября 2023 года вступили в силу изменения в Федеральный закон
от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ, внесенные 
Федеральным законом от 18 марта 2023 года № 70-ФЗв части уточнения порядка проверки достоверности и полноты сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых руководителем службы обеспечения деятельности финансового уполномоченного и лицом, претендующим на замещение этой должности.

Среди прочего, скорректированы положения части 2 статьи 11 этого Федерального закона, в предыдущей редакции которой было установлено, что лицо, обязанное принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, обязано уведомить о возникшем конфликте интересов
в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем). Согласно действующей редакции такой порядок должен устанавливаться нормативными правовыми актами Российской Федерации
, нормативными актами Центрального банка Российской Федерации, государственных корпораций, публично-правовых компаний, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования, иных организаций, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов.

В этой связи необходимо обратить внимание, что правовое регулирование данного вопроса не изменилось. В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ используемое для целей данного закона понятие «нормативные правовые акты Российской Федерации» включает в себя:

1) федеральные нормативные правовые акты (федеральные конституционные и федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и иных федеральных органов);

2) законы и иные нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

3) муниципальные правовые акты.

Следовательно, единого федерального нормативного правового акта, устанавливающего указанный порядок, приниматься не будет, и органам публичной власти отменять, а также вносить изменения в свои порядки не требуется.

 

Департамент противодействия коррупции

Свердловской области