ДУМА НЕВЬЯНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА
Р Е Ш Е Н И Е
от 28.02.2024 № 17
г. Невьянск
Об информации Счетной комиссии Невьянского городского округа
об основных итогах совместного экспертно-аналитического мероприятия
«Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг при реализации
в 2020–2022 годах крупных контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд,
на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту,
а также анализ практики применения муниципальными заказчиками антикризисных мер
в сфере закупок товаров, работ, услуг (совместно со Счетной палатой Свердловской области)»
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131–ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьей 23 Устава Невьянского городского округа, заслушав информацию Счетной комиссии Невьянского городского округа об основных итогах совместного экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг при реализации в 2020–2022 годах крупных контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд, на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту, а также анализ практики применения муниципальными заказчиками антикризисных мер в сфере закупок товаров, работ, услуг (совместно со Счетной палатой Свердловской области)» Дума Невьянского городского округа
РЕШИЛА:
Принять к сведению информацию Счетной комиссии Невьянского городского округа об основных итогах совместного экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг при реализации в 2020–2022 годах крупных контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд, на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту, а также анализ практики применения муниципальными заказчиками антикризисных мер в сфере закупок товаров, работ, услуг (совместно со Счетной палатой Свердловской области)» (прилагается).
Председатель Думы
Невьянского городского округа Л.Я. Замятина
Приложение к решению
Думы Невьянского городского округа
от 28.02.2024 № 17
Информация для Думы Невьянского городского округа
об основных итогах совместного экспертно-аналитического мероприятия
«Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг при реализации
в 2020–2022 годах крупных контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд,
на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту,
а также анализ практики применения муниципальными заказчиками антикризисных мер
в сфере закупок товаров, работ, услуг (совместно со Счетной палатой Свердловской области)»
Счетной комиссией Невьянского городского округа с 23 октября 2023 года по 28 декабря 2023 года на основании пункта 2 статьи 157 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 8.1 Положения о Счетной комиссии Невьянского городского округа, утвержденного решением Думы Невьянского городского округа от 22.12.2021 № 128 (далее – Положение о Счетной комиссии Невьянского городского округа), пункта 2.5 плана работы Счетной комиссии Невьянского городского округа на 2023 год проведено совместное экспертно-аналитическое мероприятие «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг при реализации в 2020–2022 годах крупных контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд, на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту, а также анализ практики применения муниципальными заказчиками антикризисных мер в сфере закупок товаров, работ, услуг (совместно со Счетной палатой Свердловской области)» (далее – экспертно-аналитическое мероприятие).
Цели экспертно-аналитического мероприятия:
Цель 1. Провести анализ и оценку результатов закупок для муниципальных нужд по контрактам на выполнение работ по строительству, реконструкции и (капитальному) ремонту, исполнение которых осуществлялось в период 2020-2022 годов и истекший период 2023 года.
Вопрос экспертно-аналитического мероприятия: анализ и оценка информации о муниципальных контрактах на выполнение работ по строительству, реконструкции, ремонту, в том числе капитальному, объектов капитального строительства реализация которых осуществлялась в период 2020-2022 годов и истекшем периоде 2023 года в Невьянском городском округе, на предмет законности, целесообразности, обоснованности, своевременности и результативности расходов на закупки.
Цель 2. Проанализировать практику применения муниципальными заказчиками антикризисных мер в сфере закупок для муниципальных нужд.
Вопрос экспертно-аналитического мероприятия: анализ применения заказчиками антикризисных мер в сфере закупок товаров, работ, услуг, предусмотренных законодательством в период 2020-2022 годов и истекшем периоде 2023 года, на примере муниципальных контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции и (капитальному) ремонту объектов капитального строительства (далее - «строительные» контракты).
Критерии оценки эффективности:
1) соблюдение законодательства в сфере закупок;
2) экономия по результатам заключения и реализации контрактов;
3) соблюдение условий контрактов;
4) результативность закупок при применении антикризисных мер, предусмотренных законодательством о закупках, при заключении, изменении и реализации муниципальных контрактов.
Объект (объекты) экспертно-аналитического мероприятия:
1) Администрация Невьянского городского округа (далее - Администрация Невьянского ГО);
2) Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования «Спортивная школа» п. Цементный (далее - МАОУ ДО «Спортивная школа» п. Цементный) (Невьянский городской округ);
3) Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Быньги (далее - МАОУ СОШ с. Быньги) (Невьянский городской округ).
Исследуемый период: 2020-2022 годы и истекший период 2023 года (при необходимости).
По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено следующее:
В ходе совместного ЭАМ проанализированы размещенные в единой информационной системе в сфере закупок (далее – ЕИС)[1] документы и сведения о 7-ми контрактах, заключенных тремя заказчиками из Невьянского ГО, на выполнение в 2020–2022 годах работ по строительству, капитальному ремонту и реконструкции объектов капитального строительства.
По способу определения поставщика, предусмотренного Федеральным законом от 05 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ), все 7 контрактов заключены по итогам электронных аукционов, из них 3 контракта заключены с единственным подрядчиком вследствие признания несостоявшимися 3-х аукционов.
Размещение извещений о закупках осуществляли:
– о 5 закупках Департамент государственных закупок Свердловской области;
– о 2 закупках Администрация Невьянского ГО.
Общая начальная (максимальная) цена контрактов (далее – НМЦК) согласно размещенным в ЕИС извещениям (документации) о закупках составила 1 088 854,410 тыс. рублей.
Экономия по результатам конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) составила 28 356,051 тыс. рублей.
Фактическая оплата по проанализированным контрактам составила 1 111 502,55 тыс. рублей, из них за счет:
– федерального бюджета – 615 131,30 тыс. рублей;
– областного бюджета – 405 293,06 тыс. рублей;
– местного бюджета – 91 078,19 тыс. рублей.
В результате исполнения проанализированных контрактов в Невьянском ГО:
1) реконструировано здание бассейна с пристроем в п. Цементный;
2) выполнен капитальный ремонт здания МАОУ СОШ с. Быньги;
3) выполнены работы по обустройству транспортной инфраструктурой земельных участков в пос. Ребристый и пос. Середовина;
3) построены:
– газопроводные сети общей протяженностью 39,7 км в с. Шурала и с. Быньги;
– котельная в пос. Вересковый;
– школа на 1000 мест в г. Невьянске.
Объект 1. Администрация Невьянского ГО.
Прочие нарушения и недостатки:
При осуществлении закупки по объекту «Выполнение работ по газоснабжению с. Шурала Невьянского района Свердловской области» (муниципальный контракт от 19.04.2022 № 29-ЭА-22 (реестровый номер в ЕИС 3662100253022000064) с ООО «Сити Билдинг»):
В проекте контракта в составе документации о закупке определены возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (пункт 4.3.5). При этом в нарушение подпункта «а» пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 № 570[2] (далее – Постановление № 570) в проекте контракта не указаны возможные объемы таких работ.
В заключенном муниципальном контракте содержатся только возможные виды работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту (пункт 4.3.5), при этом отсутствуют приложения и какие-либо сведения о конкретных видах и объемах работ, которые подрядчик должен выполнить самостоятельно.
Таким образом, в нарушение подпункта «б» пункта 2 Постановления № 570 Администрацией Невьянского ГО не были определены и не были включены в контракт № 3662100253022000064 конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных Постановлением № 570.
Прочие нарушения и недостатки:
При осуществлении закупки по объекту «Выполнение работ по строительству объекта «Газоснабжение центральной части с. Быньги Невьянского района» (муниципальный контракт от 18.06.2019 № 91-ЭА-19 (реестровый номер в ЕИС 3662100253019000095) с ООО «Сити Билдинг»):
В нарушение подпунктов «а» и «б» пункта 2 Постановления № 570 Администрацией Невьянского ГО не были включены в документацию о закупке возможные виды работ по строительству, реконструкции объектов капительного строительства из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570. В муниципальный контракт от 18.06.2019 № 91-ЭА-19 с ООО «Сити Билдинг» были включены конкретные виды и объемы работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств, определенные в отсутствие предложения подрядчика (исключительно по усмотрению заказчика).
Согласно размещенным в ЕИС документам об исполнении контракта от 18.06.2019 № 91-ЭА-19 работы по контракту приняты и оплачены на общую сумму 84 229,70 тыс. рублей. При этом согласно размещенной в ЕИС информации об исполнении контракта стоимость исполненных подрядчиком обязательств составила 66 052,74 тыс. рублей.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7 Закона № 44-ФЗ, согласно которой размещенная в ЕИС информация должна быть полной и достоверной, и части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ Администрацией Невьянского ГО направлена для включения в реестр контрактов и, соответственно, размещена в ЕИС недостоверная информация о стоимости работ, выполненных подрядчиком.
С нарушением срока, предусмотренного частью 3 статьи 103 Закона
№ 44-ФЗ, Администрацией Невьянского ГО направлены для включения в реестр контрактов и размещены в ЕИС документы о приемке:
– 23.03.2020 акты КС-2 от 04.12.2019 № 1-1–1-9 на общую сумму 29 747,75 тыс. рублей, 2-1–2-9 на общую сумму 31 981,69 тыс. рублей с отметкой о приемке от 05.12.2019 – позже на 102 дня;
– 05.06.2020 акты КС-2 от 15.05.2020 № 3-1–3-3 на общую сумму 22 500,25 тыс. рублей с отметкой о приемке от 29.05.2020 – позже на 14 дней.
Отмечен недостаток: в дополнительном соглашении от 17.12.2019 № 1 к контракту от 18.06.2019 № 91-ЭА-19 не указана статья Закона № 44-ФЗ, на основании которой изменен контракт.
Нарушения, недостатки не выявлены.
Прочие нарушения и недостатки:
При осуществлении закупки по объекту «Строительство котельной в поселке Вересковый Невьянского района» (муниципальный контракт от 22.07.2020 № 130-ЭА-20 (реестровый номер в ЕИС 3662100253020000133) с ООО «ЧелСтрой»):
В документации о проведении электронного аукциона допущены следующие недостатки:
1) в части IV «Обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги» документации об электронном аукционе указано, что обоснование НМЦК утверждено заказчиком, прилагается отдельным файлом с именем «Часть IV Обоснование НМЦК». Однако такой файл в составе документации об электронном аукционе отсутствует;
2) в пункте 10.9 части I «Общая часть» документации об электронном аукционе указано, что обоснование НМЦК – в соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 33 Закона № 44-ФЗ. Однако названная норма Закона № 44-ФЗ содержит правила описания объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства. Нормы права, регулирующие вопросы определения и обоснования заказчиками НМЦК, включены в статью 22 Закона № 44-ФЗ.
Пунктом 4.4.14 контракта от 22.07.2020 № 130-ЭА-20 предусмотрено: «Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц
к исполнению своих обязательств по настоящему Контракту, виды и объемы работ из числа видов, утвержденных постановлением Правительства от 15.05.2017 № 570, которые должны составлять в совокупном стоимостном выражении не менее 25% (двадцати пяти процентов) от цены Контракта».
Вместе с тем в размещенной в ЕИС документации о закупке отсутствуют сведения о возможных видах и объемах работ, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту. Заключенный контракт, размещенный в ЕИС, также не содержит сведений ни о конкретных видах работ, выполняемых подрядчиком самостоятельно, ни об их объемах.
Таким образом, в нарушение требований подпунктов «а» и «б» пункта 2 Постановления № 570 Администрацией Невьянского ГО в документацию о закупке не были включены возможные виды и объемы работ по строительству, из числа видов работ, утвержденных Постановлением № 570, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а при заключении контракта не были определены конкретные виды таких работ.
При заключении и исполнении муниципального контракта от 17.10.2018 № 183/1-ЭА-18 (реестровый номер в ЕИС 3662100253018000188) с АО «Корпорация «Атомстройкомплекс» на разработку рабочей документации и строительство школы на 1000 мест в г. Невьянске допущены следующие нарушения и недостатки:
Согласно пункту 4.3.3 контракта генеральный подрядчик в течение 10 календарных дней с момента заключения контракта представляет заказчику проект дополнительного соглашения, в котором указывает конкретные виды и объемы работ, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также размер штрафа в рублях за невыполнение этой обязанности.
Возложение на генерального подрядчика вышеназванной обязанности по подготовке дополнительного соглашения, которым будет определен, в том числе, размер штрафа за несоблюдение генеральным подрядчиком обязательства выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту не соответствует части 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ (контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт контракт), а также подпункту «в» пункта 2 Постановления № 570, согласно которому порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства по муниципальному (государственному) контракту устанавливается Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.
Таким образом, в нарушение подпункта «б» пункта 2 Постановления № 570 Администрацией Невьянского ГО по предложению подрядчика не были определены и не были включены в контракт конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных документацией о закупке, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.
Таким образом, в нарушение части 3 статьи 7 и части 3 статьи 103 Закона № 44-ФЗ Администрацией Невьянского ГО направлена для включения контрактов и размещена в ЕИС недостоверная информация о стоимости выполненных подрядчиком работ.
Объект 2. МАУ ДО «Спортивная школа» п. Цементный.
Нарушения и недостатки, допущенные при применении «антикризисных» мер:
В дополнительном соглашении от 24.11.2022 № 4 об увеличении цены муниципального контракта от 02.02.2022 № 3 (реестровый номер в ЕИС 3662100783522000001), заключенного с ООО «СИТИ БИЛДИНГ» на реконструкцию здания бассейна с пристроем по адресу: Свердловская область, Невьянский район, п. Цементный, ул. Ленина, № 33в, допущен недостаток – в качестве одного из правовых оснований его заключения указана часть 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ, которая определяла порядок принятия решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта (то есть не относилась к предмету дополнительного соглашения от 24.11.2022 № 4) и утратила силу с 01.01.2022, до заключения указанного дополнительного соглашения.
Прочие нарушения и недостатки:
Положение о закупках в новой редакции с учетом изменений, внесенных решением Наблюдательного совета МАУ ДО «Спортивная школа» (протокол от 31.03.2023 № 6), по состоянию на 14.12.2023 в ЕИС отсутствовало. Нарушение устранено в ходе ЭАМ.
В нарушение части 8 статьи 3.2 Закона № 223-ФЗ, пункта 5.1 Положения о закупках в МАУ ДО «Спортивная школа» п. Цементный не была создана комиссия по осуществлению закупок в период с 2020 года по сентябрь 2023 года. Нарушение устранено.
Объект 3. МАОУ СОШ с. Быньги.
Нарушения и недостатки, допущенные при применении «антикризисных» мер:
При изменении существенных условий муниципального контракта от 04.05.2022 № 1 (реестровый номер в ЕИС 3662100854022000001) с ООО «ВЕСТСТРОЙ» на выполнение работ по капитальному ремонту здания МАОУ СОШ с. Быньги по улице Мартьянова, 45 дополнительными соглашениями от 15.07.2022 № 3 об изменении порядка оплаты работ и графиков выполнения работ и от 10.08.2022 № 4 об увеличении срока выполнения работ допущен недостаток: в качестве правового основания указаны «антикризисные» нормы: часть 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и постановление Администрации Невьянского ГО № 813 «О внесении изменений в существенные условия контракта» (далее – постановление Администрации Невьянского ГО № 813).
Вместе с тем постановление Администрации Невьянского ГО № 813 предусматривает возможность изменения контракта только в части включения условия о выплате аванса и не содержит норм об изменении графика производства и общего срока выполнения работ по контракту, то есть в отношении условий контракта, которые изменены дополнительными соглашениями от 15.07.2022 № 3 и от 10.08.2022 № 4, решение местной администрации отсутствует.
Таким образом, при заключении дополнительных соглашений от 15.07.2022 № 3 и от 10.08.2022 № 4 к контракту от 04.05.2022 № 1 не был соблюден порядок, предусмотренный частью 65.1 статьи 112 Закона № 44-ФЗ и постановлением Администрации Невьянского ГО от 11.05.2022 № 773-п «О возможности изменения в 2022 году по соглашению сторон существенных условий контрактов».
Меры, принятые по результатам экспертно-аналитического мероприятия:
Заключение о результатах совместного экспертно-аналитического мероприятия «Аудит в сфере закупок товаров, работ, услуг при реализации в 2020–2022 годах крупных контрактов, заключенных для обеспечения муниципальных нужд, на выполнение работ по строительству и капитальному ремонту, а также анализ практики применения муниципальными заказчиками антикризисных мер в сфере закупок товаров, работ, услуг (совместно со Счетной палатой Свердловской области)» рассмотрено и утверждено коллегией Счетной палаты Свердловской области 05 февраля 2024 года протокол № 1.
По итогам проведенного анализа Счетной комиссией Невьянского городского округа в соответствии с полномочиями, в целях профилактики и недопущения нарушений и недостатков в деятельности заказчиков, направлены информационные письма главе Невьянского городского округа, начальнику управления образования Невьянского городского округа, руководителям МАУ ДО «Спортивная школа» п. Цементный и МАОУ СОШ с. Быньги.
Председатель Счетной комиссии
Невьянского городского округа Ю.С. Миронова
[2] «Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом».